Реформа техосмотра. Еще про ТО

Системе техосмотра предстоит масштабная реформа. К принятию готовы новые поправки правительства, которые призваны изжить укоренившуюся практику выдачи диагностических карт без осмотра автомобилей. Для нарушителей процедуры вводятся новые, более жесткие, наказания. Ирина Зверева

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, которые предполагают целый ряд нововведений. Окончательное принятие документов, как было заявлено, должно состояться до конца осенней сессии. Новшества вступят в силу через год после принятия. Самое главное в поправках — вводится фото- и видеофиксация техосмотра, что позволит достоверно устанавливать факт его проведения. Документооборот полностью переходит в электронную форму. Важным нововведением станет уголовная ответственность за проведение техосмотра без аккредитации оператора. Устанавливается и штраф для нерасторопных водителей. И это только часть изменений, которые в целом, по оценке экспертов, серьезно перестроят несовершенную систему. Но без накладок, как водится, не обойдется. Разберемся, какова ситуация в этой сфере в целом и с какими проблемы решило разобраться правительство.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ…

Напомним, что в 2012 году функцию проведения ТО забрали у ГИБДД и передали в частные руки, рассчитывая таким образом побороть коррупцию. Контроль за операторами ТО (сейчас их более 4 тыс.) был возложен на Российский союз автостраховщиков (РСА). Вместо привычных талонов автомобилистам стали выдавать диагностические карты, которые необходимы для приобретения полиса ОСАГО. Но на деле вышло так, что многие ушлые владельцы пунктов ТО стали пропускать пункт «обследования» машины и просто торговать картами, внося сведения об автомобиле в специальный реестр. То есть коррупция даже усилилась: любой водитель может «пройти» ТО всего за несколько минут и несколько сот рублей. По данным Минэкономразвития, за пять лет количество техосмотров, проведенных по правилам, сократилось на 20–33 %.

Куратор направления диагностики и техосмотра ООО «Техцентры СОТРАНС» Юрий Резник считает, что «несознательных» участников рынка грузоперевозок много. Если в целом, по экспертным оценкам, только 20 % автолюбителей проходит реальный техосмотр, то и в коммерческой сфере ситуация примерно такая же, приводит он наблюдения. «Клиенты отказываются от наших услуг, оказываемых по утвержденным государством ценам, объясняя это тем, что на рынке есть цены в разы ниже, — рассказал эксперт. — Так как стоимость наших услуг очень низкая (государство не дает поднимать цены), то реальной услуги техосмотра за меньшие деньги быть просто не может. Выводы делайте сами».

ПОМЕНЯЛИ КОНТРОЛЕРА

Не все транспортные компании в достаточной степени следят за состоянием авто: некоторые эксплуатируют технику до состояния, пока она не встает на дороге. Видео-доказательствами заполнен Интернет. Ради повышения уровня безопасности на дорогах правительство и затеяло реформу. Итак, контролировать работу операторов снова будет ГИБДД, лишившаяся этого права шесть лет назад.

ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕРЫ

Главная часть реформы, пожалуй, — введение обязательной фото- и видеофиксации процесса ТО, что позволит достоверно установить, был ли он проведен в действительности. При перебоях с подключением к Интернету оператор должен составить соответствующий акт и передать данные в течение суток. Видео- и фотоматериалы будут храниться в единой базе, находящейся в ведении МВД. Туда же загрузят и саму электронную диагностическую карту, снабженную цифровой подписью эксперта.

ПЛАТИТ НЕОСМОТРЕННЫЙ

Если водитель, у которого кончилось действие диагностической карты, попал в ДТП, то страховщик сможет подать к нему регрессный иск. Добиться успеха он сможет, если будет установлено, что авария произошла из-за неисправности автомобиля. Это тоже станет частью реформы. В Минэкономики считают, что это позволит «повысить уровень мотивации» автовладельцев к прохождению техосмотра.

ШТРАФ АВТОМАТОМ

Как будут проверять, пройдено ТО или нет? Возить полученную после него карту с собой по-прежнему не потребуется. Проверяться ее наличие будет по единой базе данных. И ГИБДД сможет выявить факт нарушения, даже не останавливая автомобиль для проверки. Как следует из пояснительной записки, для этого будут использованы возможности дорожных камер. Если данные о прохождении техосмотра отсутствуют в базе, водитель автоматически будет оштрафован, но не более одного раза в сутки. Штрафы составят 2 тыс. рублей.

Реализовать штрафы «автоматом» можно, вопрос — нужно ли, скептичен Юрий Резник из ООО «Техцентры СОТРАНС». Он считает, что автоматически выписывать штраф нельзя: «Думаю, эти базы должны автоматически сопоставляться с базой зарегистрированных машин, и если камера на дороге видит машину, у которой отсутствует в базе номер карты ТО, информация по этой машине должна быть передана сотрудникам ДПС для задержания автомобиля и выяснения обстоятельств».

НАКАЖУТ И ПО КОАП, И ПО УК

Куда более серьезная ответственность будет установлена для компаний-участников системы техосмотра и отдельных экспертов. За оформление диагностической карты на машину, которая ТО не проходила или не прошла, должностным лицам будет грозить штраф от 5 до 10 тыс. рублей, а юридическим — от 100 до 300 тыс. За внесение сведений в информационную систему о прохождении ТО и выдаче диагностической карты в отношении автомобиля, который ТО не проходил, будет отвечать также должностное лицо штрафом от 5 до 10 тыс. рублей. Если установлено, что данные были «заведомо недостоверными», сотрудник может быть наказан принудительными работами на срок до 4 лет — такую поправку внесут в УК. Для техцентров, которые проводят техосмотр без аккредитации, помимо серьезных штрафов, установят уголовную ответственность. Сотрудникам будет грозить срок лишения свободы до 4 лет, если имел место сговор группы лиц.

СРАБОТАЕТ ЛИ РЕФОРМА?

Искоренить коррупцию в области ТО не удастся даже путем радикальной реформы, заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который тоже считает, что техосмотр в нынешнем виде не имеет смысла. Эксперт напомнил, что за состояние машины отвечает водитель, и проще вообще исключить ТО, «оставив его обязательным только для автобусов и грузовиков». «В противном случае коррупция останется, и даже уголовная ответственность не спасет», — считает Похмелкин.

 «На мой взгляд, перевозчику было бы куда проще, если бы диагностическая карта могла выдаваться на станции технического обслуживания, с которой у него заключен договор на обслуживание, и продлеваться автоматически после проведения каждого ТО, — предложил Олег Власов. — В рекомендациях СТО должно писаться, что по результатам проведенных работ и выполненного ТО неисправностей, влияющих на безопасность дорожного движения и перевозки пассажиров, не выявлено».